Бакинский треугольник

Азербайджан, Турция и США выстраивают между собой отношения «стратегического партнерства»
Американский и турецкий векторы внешней политики Азербайджана увязываются в последнее время в один узел. Такая линия находит полную поддержку у главных союзников Баку.
В последние несколько лет Азербайджан стал интенсивно развивать военно-политическое сотрудничество с Соединенными Штатами. Американские специалисты помогают в модернизации Военно-морских сил Азербайджана. С целью предотвращения террористических актов в отношении нефтегазовых трубопроводов на участке Каспийского моря США оказали военным Азербайджана содействие в обучении и снабжении оборудованием. Разработана программа «Страж Каспийского моря», ее задача — создание системы наблюдения за воздушным и морским пространством, а также формирование сил быстрого реагирования. Ежегодно 25–30 представителей Вооруженных сил Азербайджана обучаются на долгосрочных языковых и различных специальных курсах в США. Американские преподаватели приезжают и в Баку, где организуют курсы интенсивного изучения английского языка для представителей ВС Азербайджана. Азербайджан со своей стороны принял активное участие в миротворческих операциях в Ираке и Афганистане.

Тесное военное сотрудничество развивается также между Азербайджаном и Турцией. Турецкая армия — вторая по численности в НАТО после США — играет важную роль в строительстве азербайджанских вооруженных сил. Турецкая Республика создала в Азербайджане Совет по координации и сотрудничеству. В высших военных учебных заведениях, военных лицеях, на различных специальных и языковых курсах в Турции прошли обучение 1137 представителей Вооруженных сил Азербайджана. В миротворческих операциях, проводимых в Косово, Афганистане, Ираке, подразделения азербайджанских ВС действуют в составе турецких батальонов.

После обострения ситуации на турецко-иракской границе в связи с действиями курдских боевиков как Вашингтон, так и Баку признали Рабочую партию Курдистана террористической организацией. Таким образом, все три страны выступают в этом остром конфликте с одинаковых позиций.

На этом фоне в политических и экспертных кругах Азербайджана, Турции и США начались в последнее время разговоры о возможном формировании стратегического партнерства между тремя странами. В Вашингтоне недавно была организована международная конференция на эту тему — «Политика Азербайджана, Турции и США в Евразии». Одним из инициаторов этого форума стала руководитель Центра евразийской политики Института Хадсона (США) Зейно Баран. Не так давно состоялось ее бракосочетание с Метью Брайза — это помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии и сопредседатель Минской группы ОБСЕ (см. «Шумная свадьба в Стамбуле», НРС, №34). Само собой разумеется, что Метью Брайза также был на конференции, а кроме него там выступали бывший глава МИД Турции Хикмет Четин, председатель постоянной комиссии милли меджлиса (парламент Азербайджана) по международным отношениям и межпарламентским связям Самед Сеидов, дипломаты, политологи и бизнесмены.

Новое видение взаимодействия трех государств обрисовал заместитель госсекретаря США по странам Европы и Евразии Дэниэл Фрид. «Три наших страны — США, Азербайджан и Турция — могут создать стратегическое партнерство, которое будет выгодно нам всем и будет выгодно всему региону», — сказал он. При этом американский дипломат немедленно постарался рассеять возможные опасения других стран насчет целей и направленности такого трехстороннего сотрудничества.

«Россия будет оставаться ведущим фактором в этом регионе. Для США немудро и невозможно выставлять себя против России, — подчеркнул он. — В нашем видении открытого региона есть место для всех государств, чтобы они могли развивать взаимоотношения с Центральной Азией и Южным Кавказом, в то время как этот регион ищет свой путь в мире к независимости и суверенитету».

В Баку в основном одобрительно воспринимают идею трехстороннего сотрудничества. Высказываются предположения о том, что к нему может в перспективе присоединиться и Израиль. Однако звучат и настороженные голоса о возможных негативных последствиях такой стратегии. Так, политолог Ягуб Мамедов считает, что прозападная ориентация Азербайджана вызовет резкую реакцию со стороны Тегерана. «Не нужно забывать, что в Иране проживает около 20 миллионов азербайджанцев.

Нельзя враждовать со страной, в которой столько наших соотечественников», — считает он. Политолог напомнил также, что азербайджанский анклав Нахичевань,

находящийся в блокаде из-за войны с Арменией, получает помощь от соседнего Ирана в виде электро- и газоснабжения, и было бы неразумно возбуждать недовольство и подозрения друзей опрометчивыми политическими шагами.

Впрочем, стратегическое партнерство трех стран не оформляется пока какими-то официальными юридическими договоренностями. Создается лишь некий виртуальный треугольник. Тем не менее он зиждется на достаточно прочной основе совпадающих стратегических интересов Баку, Анкары и Вашингтона. В дальнейшем можно ожидать упрочения связей между ними.

Автор: Ахмед Шахидов, НРС (Баку)