Каспийский джекпот

Ильгар Мамедов: «Азербайджан напоминает семью, выигравшую в лотерею»
Азербайджан демонстрирует фантастические показатели развития экономики. С начала года в стране наблюдается самый значительный рост ВВП по СНГ – 36,3%.

Денежные доходы населения, несмотря на увеличение индексов потребительских цен на 6%, выросли на 19,6%, а расходы на покупку потребительских товаров и услуг – на 20,5%. При этом правительство Азербайджана по неизвестным причинам дает очень осторожный прогноз на будущий год. Своими размышлениями о том, что сейчас происходит в экономике Азербайджана, с НРС поделился Ильгар Мамедов, экономист и независимый политолог, бывший заместитель председателя Партии национальной независимости по вопросам экономики и внешних связей.
— Если верить статистическим данным, в Азербайджане наступило благоденствие, не так ли?

— Вопрос совсем не в том, имеет ли место гигантский рост ВВП или нет. Основная часть общественных дебатов сфокусирована на отставании темпов сокращения бедности от этого роста, а также на том, как лучше использовать многомиллиардную выручку от продажи нефти. С экономической точки зрения, то есть если игнорировать вероятность возобновления войны с Арменией или серьезного политического кризиса, Азербайджан обречен на экономическое процветание в ближайшие полтора десятилетия даже при самом ленивом правительстве. В Москве это обстоятельство тоже хорошо понимают. Во время недавнего визита президента России Владимира Путина в Баку его сопровождало рекордно большое число представителей деловых кругов из различных российских регионов. Россия видит в Азербайджане уже не только поставщика дешевой рабочей силы и фруктов, но и перспективный рынок для собственных товаров.

— В конце прошлого года из-за ареста многих членов правительства сильно изменился состав Кабинета министров. Изменилась ли в связи с этим экономическая политика?

— Не могу сказать, что в экономике произошли существенные изменения. Ряд промышленных объектов, напрямую связанных с арестованными чиновниками, очень быстро нашел себе новых хозяев. Инвестиционный климат как был, так и остался плохим. И хотя по объему инвестиций на душу населения Азербайджан занимает одно из первых мест в Восточной Европе и СНГ, этим достижением он обязан паре-тройке бурильных установок стоимостью миллиарды долларов. Кстати, по степени коррумпированности мы также среди мировых «лидеров». Иными словами, если правительство захочет подправить собственную репутацию и улучшить инвестиционный климат, то прошлогодний арест министров даже запишется ему в актив. Другое дело, что реального улучшения этого климата не наблюдается, и арест больше запомнился в контексте передела собственности.

— Оппозиция говорит о неверном распределении средств, полученных от использования трубопровода «Баку — Тбилиси — Джейхан». Так ли это?

— Серьезной политической оппозиции президенту Ильхаму Алиеву уже не существует. Или еще не существует, если хотите. Компетентное мнение об ошибках в стратегии использования нефтяных доходов высказывают отдельные эксперты, к мнению которых у правительства мало причин прислушиваться. Между тем с вводом в строй нефтепровода Азербайджан получает уникальный запас времени и денег для того, чтобы завоевать себе устойчивое и престижное место в международном разделении труда после периода нефтяного бума. Пик добычи и продаж нашей нефти придется на 2014 год, а через двадцать лет Азербайджан будет продавать столько же нефти, сколько сейчас. Так что стратегические решения о развитии азербайджанской экономики практически на весь XXI век будут приниматься в нынешнем десятилетии. А правительство уже взяло популистский курс на строительство и реабилитацию всяких инфраструктурных объектов, вместо того чтобы вкладывать средства в развитие человеческого капитала. Расходы внебюджетного Нефтяного фонда, в котором аккумулируются нефтяные поступления, уже в этом году превысят доходы. При нынешнем уровне коррупции в стране, при существующем механизме принятия инвестиционных решений выделение средств на инфраструктурные проекты — просто транжирство. Азербайджан можно сравнить с семьей, которая выиграла джекпот в лотерее. Все счастливы сейчас и предвкушают беззаботную жизнь на протяжении ближайшего десятилетия. Но вопрос состоит в том, что будет через двадцать лет.

Автор: Ахмед Шахидов, НРС (Баку)

Bu yazını Facebookda şərh et