И Азербайджан, и Армения стреляют, но говорят, что им сейчас не до войны
Автор: НРС
Конфликт между Арменией и Азербайджаном разгорелся с новой силой. 4 марта был нарушен режим прекращения огня, и после нескольких лет перерыва в Нагорном Карабахе вновь слышали артиллерийскую канонаду… Есть погибшие и раненые. Эти события происходили на фоне нестабильной внутренней ситуации в Армении после выборов президента и тревожной внешней обстановки: после признания независимости Косово громче заговорили о независимости в непризнанных государствах Кавказа. В этих условиях реакция международного сообщества последовала быстро: в Ереван с двухдневным визитом прибыл сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию Карабахской проблемы от США Мэттью Брайза, который призвал Армению и Азербайджан восстановить режим прекращения огня и взаимное доверия.
Сейчас, когда ситуация более или менее стабилизировалась, официальные лица пытаются дать оценку событиям. И комментарии, которые мы слышим с армянской и азербайджанской стороны, противоположны.
Конфликт нужен Баку перед выборами?
Авет Демурян, НРС (Ереван)
По официальным данным из Еревана, утром 4 марта диверсионно-штурмовая группа азербайджанских вооруженных сил заняла один из постов карабахской Армии обороны.
Армянские военные уведомили об этом представителя ОБСЕ Анджея Каспржика и попытались дозвониться до руководства азербайджанской армии. В Минобороны Азербайджана сообщили, что министр Сафар Абиев занят и не может вступить в телефонные переговоры. Тогда армянская сторона выбила азербайджанских военнослужащих с захваченного поста.
«Ничего сверхординарного не произошло, просто азербайджанская сторона в очередной раз попыталась проверить боеспособность нашей армии», — заявил министр обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенант Мовсес Акопян. По его словам, во время нападения азербайджанской диверсионной группы на посту Армии обороны НКР находились 7 человек, которые вынуждены были с боем отступить. По неуточненным данным армянской разведки, азербайджанская сторона потеряла 11 человек. Но на карабахской территории осталось 4 трупа, которые переданы на азербайджанскую сторону, — это показали по телевидению.
«Родители погибших азербайджанских военнослужащих не знали, куда отправят их сыновей. Поэтому в качестве жеста доброй воли мы решили вернуть тела погибших», — отметил Мовсес Акопян. Также министр сообщил, что с карабахской стороны погибших нет, есть двое раненых.
Заместитель министра обороны Армении, генерал-полковник Сейран Оганян заявил, что армянская сторона вынуждена была использовать артиллерию, хотя соглашение о соблюдении режима прекращения огня и не допускает этого. «Однако азербайджанские военные задействовали артиллерию, и нам ничего не оставалось, как ответить таким же огнем, — сказал Оганян и добавил: — Не следует забывать, что осенью в Азербайджане состоятся президентские выборы, и Алиев таким образом воздействует на свой народ».
О причинах конфликта высказал свое мнение действующий президент Армении Роберт Кочарян: «Вполне возможно, что в Азербайджане подумали, что ситуация в Армении притупила бдительность вооруженных сил в Карабахе. Могу сказать, что это не так, боеспособность остается на должном уровне, и не думаю, что политически корректно использовать такие ситуации в совершенно других целях».
Конфликт нужен после выборов Еревану?
Ахмед Шахидов, НРС (Баку)
По сообщению Министерства обороны Азербайджана, 4 марта армянские вооруженные силы, незаконно находящиеся на территории оккупированного Нагорного Карабаха, подвергли обстрелу позиции Национальной армии в селе Чилебюрт Тертерского района страны. Хотя стороны не применяли тяжелую технику и артиллерию, армянская сторона использовала пулеметы и гранатометы.
Глава пресс-службы Минобороны Азербайджана сообщил, что азербайджанская сторона потеряла четырех солдат, а с армянской стороны были убиты 12 солдат и еще 15 тяжело ранены.
Азербайджанские политологии считают, что официальный Ереван, разогнав мирную акцию протеста армянской оппозиции и установив цензуру в СМИ, теперь пытается отвлечь внимание общественности от ситуации, сложившейся после президентских выборов.
Так, политолог Ильгар Мамедов говорит, что перестрелка в зоне конфликта — «это стремление Роберта Кочаряна отвлечь внимание общественности своей страны, а также международной общественности от того беззакония, что он натворил на выборах и продолжает творить с введением чрезвычайного положения».
Мамедов категорически отверг версию о том, что бои могли быть спровоцированы с азербайджанской стороны: «Именно сейчас у Баку нет интереса идти на риск возобновления боевых действий. Азербайджан только-только начинает получать ту огромную прибыль, что ему уже давно обещали нефтяные контракты, и не намерен воевать».
Другой азербайджанский политолог-международник Расим Мусабеков также склонен видеть в эскалации напряженности в зоне нагорно-карабахского конфликта попытку нынешнего руководства Армении выйти из внутриполитического кризиса и консолидировать армянское общество и уверен в том, что инцидент на линии соприкосновения не приведет к возобновлению войны в Карабахе. «Полагаю, что свои тактические задачи — прежде всего отвлечение внимания мирового сообщества от внутриполитических проблем в Армении — армянское руководство решило», — говорит Мусабеков. «В людском и материальном плане азербайджанская сторона намного опережает армянские вооруженные силы. Но о начале крупномасштабных действий говорить абсолютно нереально», — считает военный эксперт, офицер в отставке Узеир Джафаров.