Страна оказалась слишком терпелива

«Импорт религии» в Азербайджан был не таким качественным, как это представлялось
После обретения независимости вакуум религиозной жизни в Азербайджане начал заполняться из-за рубежа. И это неудивительно, так как за 70-летний период существования советской власти религия была под запретом, а атеизм – на уровне государственной политики. Страна ощущала нехватку религиозных кадров. Вместе с исламскими миссионерами в страну хлынули идеи, которые далеко не всегда отвечали национальным интересам Азербайджана.
Первой, по кому зазвонил колокол, стала религиозная толерантность, которой всегда отличался Азербайджан.

Ваххабиты против шиитов
Новая религиозная идеология была направлена прежде всего на последователей традиционного ислама в Азербайджане — суннитов и шиитов. Ваххабитские проповедники подогревали антишиитские настроения, обвиняя последних в отступлении от догм ислама.

Волна этого религиозного течения пришла в Азербайджан стараниями дагестанских, чеченских и арабских проповедников, чеченских беженцев, обосновавшихся в Азербайджане.

Пропаганда ваххабизма в Азербайджане началась с северных, приграничных с Дагестаном районов. В отдельных случаях она имела определенный успех среди проживающих в этих районах нацменьшинств, проповедующих суннизм, в том числе и среди сепаратистки настроенных лезгин. Начиная с 1995 года география ваххабизма расширилась до Баку и его окрестностей, а в дальнейшем — и до центральных и южных районов страны. Важными составляющими пропаганды были распространение литературы, строительство медресе и мечетей ваххабитского направления. Обладая значительными финансовыми ресурсами, большего успеха ваххабиты добивались в социально необеспеченных районах. Юношей, не имеющих перспективы получить образование на родине, посылали на религиозную учебу в Саудовскую Аравию.

Постепенно ваххабизм в Азербайджане стал неуправляем и, несмотря на малочисленность последователей, оказался угрозой стабильности в стране. В мечетях ваххабитского направления и в ваххабитской пропаганде в целом стала преобладать также антиправительственная риторика. Этот курс способствовал определенному сплочению вокруг ваххабитских мечетей, все увеличивающихся количественно, и активизации ваххабитской общины, насчитывающей ныне приблизительно 15 000 человек.

Такой размах привел к тому, что в 1996 году парламент Азербайджана запретил деятельность миссионеров, а религиозных предводителей местных общин принудили регистрироваться.

Однако ваххабизм уже пустил корни в стране, и все чаще азербайджанские юноши-ваххабиты стали принимать участие в военных действиях на стороне. По данным ФБР, в организации взрывов американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году участвовал бакинский филиал Исламского джихада, тесно сотрудничающий с «Аль-Каидой» бен Ладена. В этот период, а потом и начиная с 2001 года Вашингтон оказывал давление на бакинские власти, чтобы те боролись против радикальных исламских группировок.

В конце 2001 года власти Азербайджана стали более интенсивно преследовать ваххабитов. Было закрыто несколько мечетей ваххабитского направления, по обвинению в организации террористических актов было арестовано и осуждено множество сторонников ваххабизма. Против ваххабитов было окончательно сформировано общественное мнение, в чем немалую роль сыграло сановное шиитское духовенство. Ваххабитов называли «бородачами», «чернобородыми», отождествляли с террористами.
Согласно заявлению замминистра национальной безопасности Азербайджана Тофика Бабаева, сделанного им в мае 2002 года, ряд арабских стран заинтересован в распространении ваххабизма в Азербайджане. Предполагаемым активистам оказывают финансовую помощь, организуют для них спортивные лагеря. По неофициальным данным, несколько сот молодых людей, исповедующих ваххабизм, находятся за решеткой.

Азербайджанскими спецслужбами выявлены группы, которые сотрудничали с «Аль-Каидой» (суд над ними прошел в прошлом году). Арестованы члены религиозной группировки, которые находились в лагерях Афганистана, а также группировка, которая была в Ираке.

Мятежный Нардаран не сдает свои рубежи
Если ваххабизм, как и его последователи, никогда не имел поддержку в широких массах и воспринимается в Азербайджане как радикальное течение, проникшее из-за рубежа, то радикальный шиизм, который исповедуют жители самого известного бакинского села Нардаран, всегда находил положительный отклик. Как и во всем мире, религия быстрее укореняется в местах проживания социально необеспеченных людей.

Нардаран — одно из тех сел, которые после развала СССР стали влачить бедственное существование. С ухудшением социального положения нардаранцев повышалась их религиозная самосознательность, и она стала основным знаменем борьбы за улучшение социального благосостояния. Жители села потребовали от властей решить их проблемы: возобновить подачу газа, электричества, воды, предпринять меры для преодоления безработицы, снизить цены на транспорт до Баку.

Однако власти страны не спешили исполнять эти требования. Протесты обрели яркий радикальный характер. Для подавления мятежа в село Нардаран, в 30 км от Баку, были введены войска. На центральную площадь Нардарана прибыло 15–20 автобусов с вооруженными сотрудниками полиции.

В первую очередь были задержаны аксакалы. Беспорядки вспыхнули после нескольких безуспешных обращений местных жителей к полиции с требованием покинуть Нардаран. Раздались выстрелы. В результате перестрелки погиб 53-летний житель села Алигусейн Агаев, 14 нардаранцев получили ранения. Ранено также около 40 полицейских.

Жители поселка сожгли четыре полицейских автомашины. Они применяли против блюстителей порядка режущие инструменты и бутылки с бензином, а также огнестрельное оружие.

Азербайджанские власти и некоторые газеты обвинили организаторов акции протеста и аксакалов в желании «установить в поселке религиозную систему управления, опирающуюся на исламский фундаментализм». В поселке-де, жители которого даже в советское время были известны своей религиозностью, часто бывают члены гуманитарных агентств из Ирана, среди которых якобы действовали представители спецслужб. Иранское влияние в поселке определенно присутствует: известно, что нардаранские аксакалы часто бывают в Иране, а во время акций протеста наряду с зелеными знаменами можно было увидеть и иранские флаги.

Именно исламский фактор оказался главным: по делу о Нардаране азербайджанский суд приговорил лидера Исламской партии Азербайджана Аликрама Алиева к девяти годам лишения свободы. Он был признан главным организатором беспорядков в селе.

В Нардаране проживают только коренные жители. С полной уверенностью можно сказать, что Нардаран — модель полузакрытого общества, того самого, которое создали исламские фундаменталисты в Иране. Кстати, тут своих симпатий к исламской революции и не скрывают. В большинстве домов можно найти фотографии лидера этого идеологического переворота — аятоллы Хомейни.

Многие мировые СМИ сообщили о конфликте в Нардаране, подчеркивая, что, несмотря на подписание многомиллиардных контрактов, внутренняя ситуация в стране все еще остается нестабильной. Последствия могут быть самые разные — от отказа от участия в проектах до сворачивания бизнеса в нашей неспокойной стране.

Село Нардаран остается оплотом радикального шиизма. В селе нет в продаже спиртных напитков, а женщины покрываются мусульманскими платками.

Автор: Ахмед Шахидов, НРС (Баку)

Bu yazını Facebookda şərh et