Каспий не делится

Пять государств никак не могут договориться о правовом статусе самого большого озера-моря планеты
Азербайджан выступил инициатором проведения очередного заседания рабочей группы России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана по проекту Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. В Баку считают, что в нынешней международной обстановке, когда нарастает напряженность вокруг Ирана, государства бассейна должны предпринять новые усилия для сближения позиций по основным вопросам. Однако прорыва в решении этой проблемы не состоялось. Пока не удается поделить Каспий де-юре, его делят де-факто.
Проект Конвенции о правовом статусе Каспия обсуждается уже более десяти лет. В предварительном порядке согласовано большинство статей и положений документа.

Однако окончательный вариант, который все стороны готовы были бы подписать, разработать никак не удается. Причем нерешенными остаются самые острые проблемы — разграничение акватории Каспия и дна его южной части, условия транзита и прокладки транскаспийских трубопроводов.

До распада СССР юридический статус Каспийского моря регулировался двусторонними договорами, заключенными между Россией (Советским Союзом) и Ираном. По российско-иранскому договору, заключенному 26 февраля 1921 года в Москве, обе стороны согласились принимать пограничную линию, определенную двусторонней комиссией в 1881 году, как водную границу между Ираном и Россией. Российско-иранский договор «О торговле, мореходстве и заселении», подписанный в 1935 году, а также договор «О торговле и мореходстве» 1940 года подчеркивают, что Каспий является «Советско-иранским морем».

Когда заложили мину
В 1970 году документом Министерства нефтяной промышленности СССР Каспийское море в той части, которая относилась к Советскому Союзу, было разделено соответственно на Российский, Казахстанский, Азербайджанский, Туркменский сектора. Иранский же сектор определялся границей СССР на суше. Примерно 70 тыс. кв. км территории Каспийского моря доставалось Азербайджану, 80 тыс. кв. км — Туркмении, 60 тыс. кв. км — России, 105 тыс. кв. км — Казахстану, а 55 тыс. кв. км территории оставалось за Ираном. С этим делением был ознакомлен Иран. Тогда официальный Тегеран не предъявлял никаких претензий.

После распада Советского Союза на Каспии произошли фундаментальные геополитические перемены. Число прибрежных государств увеличилось с двух до пяти. Начиная с 1992 года в двухсторонних и многосторонних встречах велись дискуссии и переговоры, связанные с юридическим статусом Каспийского моря. Они показывают, что к этому вопросу каждое государство имеет свой подход, основывающийся не на международно-правовых нормах, а на национальных интересах.

Баку считает, что Каспий должен быть разделен на национальные сектора по принципу срединной линии. Россия предложила положить в основу правового статуса Каспийского моря принцип: делим дно — вода общая. В вопросе о разграничении дна Каспия позиции России и Азербайджана практически совпадают.

Взять все и поделить
Однако против такой позиции выступает Иран. Тегеран настаивает на том, чтобы разделить Каспий между прикаспийскими государствами по принципу: 20 процентов каждому. А это неприемлемо для остальных стран, поскольку по такому варианту они вынуждены будут делиться с Ираном своим морским сектором.

В аргументах, выдвигаемых Тегераном, а также и Ашхабадом, Каспий считается уникальным замкнутым водным бассейном. Азербайджанские эксперты указывают, что в международном праве не употребляется такое понятие, как юридический режим уникального замкнутого водного бассейна. Поэтому в Баку полагают, что при определении правового статуса Каспийского моря надо руководствоваться практикой прибрежных государств по использованию нефтегазовых ресурсов с учетом, разумеется, международно-правовых норм.

Азербайджанская Республика ссылается на осуществление традиционной экономической деятельности в рамках соответствующих секторов по использованию Каспийского моря прибрежными государствами. Секторальное деление Каспия между прибрежными государствами должно быть осуществлено с учетом принципа средней линии и на основе общепринятых принципов международного права и суверенных прав прибрежных государств. Все это может быть отражено в едином документе о правовом статусе Каспийского моря.

Наряду с переговорами между прикаспийскими государствами в пятистороннем формате Азербайджанская Республика продолжает переговорный процесс с Ираном и Туркменией на двусторонней основе. На этих переговорах обсуждаются аспекты деления дна моря.

В настоящее время с разделом дна Каспийского моря по принципу средней линии, на основе подписанных документов между Российской Федерацией, Азербайджаном и Казахстаном, прикаспийские государства стали обладать исключительными правами в разработке и использовании минеральных ресурсов в принадлежащих им секторах морского дна.

Азербайджан и другие партнеры надеются, что новое руководство Туркмении займет более гибкую и конструктивную позицию по вопросам статуса Каспия, и это поможет сдвинуть переговоры с мертвой точки. Но необходимо так-же, чтобы от своей жесткой позиции отказался Тегеран.

Пока до желанного консенсуса еще далеко. Состоявшаяся в Ашхабаде встреча рабочей группы сенсационных результатов не дала. Ее участники ограничиваются общими дипломатичными заявлениями. «Работа над проектом конвенции продолжается, имеющиеся серьезные недостатки находятся в стадии устранения», — сказал заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов.

Ясно, однако, что и следующему заседанию рабочей группы, которое намечено провести в Тегеране, вряд ли удастся утрясти все несогласованные вопросы. Ведь за дипломатической пикировкой кроется острая конкурентная борьба на рынке энергоресурсов, коими так богато Каспийское море. Проблема усложняется и внешним влиянием таких государств, как США, Турция и Китай. Только Америка за последние 10 лет инвестировала в прикаспийский регион, который Вашингтон объявил зоной своих национальных интересов, около 60 млрд. долларов.

Автор: Ахмед Шахидов, НРС (Баку)

Bu yazını Facebookda şərh et