Кавказские смертники

Иногда лучше армянский плен, чем служба в «родной» азербайджанской армии
Гибель азербайджанских солдат в мирное время стала обычным делом. За время прекращения боевых действий Азербайджана с Арменией в мае 1994 года, по некоторым оценкам, азербайджанская армия понесла потери в несколько тысяч человек. Основными причинами этого стали тяжелые условия службы, неуставные отношения, самоубийства.
В прошлом году проявления неуставных отношений в армии Азербайджана побудили власти прибегнуть к серьезным мерам. Руководство страны поручило ряду структур, включая Военную прокуратуру, провести специальное исследование ситуации в армии.

Исследования оказалось недостаточно. Плачевное положение солдат-срочников продолжает оставаться в центре общественного внимания. Так, по словам автора проекта резолюции Парламентской ассамблеи Совета Европы о правах военнослужащих Александра Арабаджиева, отмечаются многочисленные факты неуставных отношений в азербайджанской армии. В результате заболеваний и неудовлетворительного питания скончались 5 тысяч военнослужащих.

Представители Министерства обороны продолжают уверять, что неуставные отношения редки в армии и «проблема решается», нужно только время. По мнению официальных лиц, рост военного бюджета страны позволяет значительно улучшить материально-техническую базу армии и атмосферу в воинской среде. Во всех воинских частях страны вывешены номера телефонов военных прокуратур. Военнослужащий может позвонить анонимно и рассказать о дедовщине. Представитель военной прокуратуры обязан посетить войсковую часть, откуда поступил сигнал, и проверить положение дел.

Начальник штаба внутренних войск генерал-майор Ширин Халилов рассуждает: дедовщина проявляется там, где командиры безответственно относятся к своим обязанностям. «Солдат должен видеть в солдате брата, друга. Если рассматривать армию как большую семью, то мы не должны отрицать трений между ее членами, в нашем случае — солдатами. Однако следует правильно понять суть этих разногласий».

Но аналогии с семьей давно уже никого не успокаивают. Сам факт, что дедовщиной занимаются военная прокуратура и военная контрразведка эксперт Узеир Джафаров считает признаком того, насколько опасные масштабы приобрело явление. По мнению Джафарова, существуют три основные причины дедовщины в азербайджанской армии.

Одна из них в том, что в азербайджанскую армию теперь призывают до 35 лет. «Военнослужащие старшего возраста сильны физически, у них иные взгляды на жизнь, а это приводит к противоправным явлениям в период службы».

Следующая причина, по его мнению, кроется в несовершенстве армейских уставов, переписанных с аналогичных документов СССР. И, наконец, третья причина — это недостаточное продовольственное обеспечение армии.

Тем временем на прошлой неделе двое азербайджанских солдат, Руслан Гараев и Имран Камилов, покончили жизнь самоубийством. На теле одного из солдат обнаружены следы побоев. Возбуждено уголовное дело по статье о доведении до самоубийства.

Азербайджанцев уже не удивишь новостью о переходе солдат на позиции армии Армении. Не так давно двое рядовых азербайджанской армии: Вусал Гарачаев и Эльданиз Нуриев — перешли линию фронта и были пленены армянскими военными. Впоследствии солдаты все же изъявили желание вернуться в Азербайджан. После возвращения на родину из армянского плена они были привлечены к уголовной ответственности за измену государству и дезертирство. Примечательно, что сами объяснили причину перехода на сторону противника невыносимыми издевательствами со стороны сослуживцев и командиров.

По словам Зейнаб Гарачаевой, матери Вусала Гарачаева, еще до призыва в армию ее сына часто мучили судороги, кровотечения. Вусал болен бронхиальной астмой, страдал от травмы головы. Как медкомиссия при призыве закрыла глаза на очевидные изъяны в здоровье призывника, остается загадкой. Зато в воинской части сослуживцы сразу определили в Вусале неспособность постоять за себя и превратили в объект постоянных издевательств и побоев.

Похожая история произошла с Самиром Мамедовым, который, испытав на себе все прелести дедовщины, в прошлом месяце тоже перешел линию фронта. Но Мамедов, в отличие от двух других сослуживцев, не собирается возвращаться в Азербайджан. В письме из армянского плена семье он утверждает, что с ним обращаются хорошо, и просит не беспокоиться о нем. Пока не известна причина его поступка, но вряд ли за ним кроется что-то новое и неожиданное.

Автор: Ахмад Шахидов, НРС (Баку)

Bu yazını Facebookda şərh et